Гермес Трисмегист

Исторический очерк о мистицизме. Герметика

©Марат Иорданов

Понятие мистицизма, его смысл и содержание

1 Прежде чем приступить к историческому очерку о мистицизме, необходимо определить смысл этого многогранного понятия, поскольку речь пойдет о пяти самостоятельных мистических направлениях: герметике, пифагорействе, каббале, христианском мистицизме и суфизме, между которыми можно усмотреть немалое сходство. Каждое из них имеет божественное происхождение и предполагает участие продвинутого и очищенного человеческого сознания, устремленного к Творцу всего сущего.

2 Скрупулезный сравнительный анализ позволил автору прийти к однозначному выводу: все названные мистические учения и духовные практики во многом пересекаются и перекликаются между собой. Есть основание полагать, что они происходят или черпают вдохновение из единого источника. Это особенно очевидно, если рассматривать существо мистических учений, отбросив наслоившиеся суеверия, которые, по меткому выражению Плутарха, хуже безбожия.

3 Другая напасть мистических учений – нескончаемые, с древнейших времен до наших дней, попытки их политизации и «приватизации» (присвоения) институтами мира сего. Будучи освобожден от мирской шелухи, мистицизм становится куда понятнее и способен объяснить многое из того, перед чем обнаруживает свою несостоятельность чистая наука.

4 Ретроспективный взгляд позволяет увидеть мистицизм как общее для разных народов и времен универсальное явление религиозной жизни, основанное на тяготении к божественному миру. Сравнение этих учений позволяет говорить об их значительной общности, что, повторим, может быть объяснено их единым духовным источником и/или историческим происхождением.

5 Понятие «мистицизм» определить непросто. Оно охватывает множество интуитивных представлений, и смысл его толкуется по-разному в зависимости от источника и места происхождения толкования, сфер применения и других обстоятельств.

6 Вокруг этого слова в течение веков накопилось столько путаницы, что современный читатель теряется среди множества загадочных терминов. Словари, энциклопедии и другие источники, которых в настоящее время имеется великое множество, не отличаются единообразием терминологии, поскольку на этот счет отсутствуют общепризнанные стандарты. Разве что «мистика» чаще подразумевает практику, а «мистицизм» предполагает теорию (учение) или особую способность познания. Но и эти слова в ряде случаев используются как синонимы.

Мини-словарь понятий и терминов

7 Они почерпнуты из «Википедии», «Словаря иностранных слов в русском языке», «Эзотерического словаря», «Словаря теологических терминов», «Энциклопедии мистицизма» и других подобных источников.

8 Мистика (от греч. μυστικός – «скрытый, тайный»)

9 1. а) сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами; б) таинственные обряды, таинство.

10 2. а) вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром как неотъемлемый элемент всех религиозных верований; б) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

11 Мистицизм (от др.-греч. μυστικός) – 1) идеалистическое мировоззрение, основанное на мистике; склонность к мистике; 2) философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и на иррационализме; 3) прямое постижение божественного, или нуминозного, путем непосредственного схватывания.

12 Мистицизм интравертный – переживание личности, заключающееся в ощущении единения с Богом при утрате осознания собственного отдельного существования вне чего бы то ни было.

13 Мистицизм экстравертный – ощущение гармоничного слияния со всем универсумом. Также – способность разума, через которую открывается познание Бога.

14 Мистицизм христианский – переживание единения с Богом посредством любви, выходящей за пределы человеческих сил и дающей ощущение прямого знания Бога и сопричастности Ему, которое сконцентрировано в Иисусе Христе.

15 Мистическая теология – часть духовной теологии, в которой речь идет о сокрытой и тайной работе благодати, совершаемой Богом внутри общины и в жизни личности. Классический пример мистического богословия – Троичный Путь, т.е. путь очищения, озарения и соединения с Богом.

16 Мистический смысл Священного Писания – форма традиционного аллегорического толкования Священного Писания, в которой содержится сокрытое и глубочайшее значение текста, доступное лишь тем, кто добивается успеха в христианской вере, и ведущее к встрече с Христом и более глубокому ощущению единства с Ним.

17 Мистический опыт – 1) религиозный опыт единения с Богом, часто связанный с экстазом и непреодолимым чувством ужаса или блаженства; 2) опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом). В утверждении возможности непосредственного единения с Богом состоит суть мистицизма. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определенных психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики.

18 Мистик – тот, кто испытывает абсолютное понимание божественного с помощью непосредственной интуиции, равно как и ощущение духовного экстаза.

19 Мистическое видение – элемент мистического опыта, касающийся явлений Иисуса Христа или святых, испытанный некоторыми мистиками. В более общем смысле этот термин относится к изменению, происходящему внутри человеческого сознания в направлении к более глубокому постижению Божественного в мистической теологии.

20 Мистическое единение – непосредственное общение с Богом (или Христом), которое приводит верующего к более глубоким уровням опытного постижения божественного присутствия и потенциально – к блаженному видению.

Герметика

21 В истории человеческой цивилизации известны удивительные люди, обладавшие особенными знаниями, владевшие сакральными тайнами и мистическими способностями, которых называли посвященными, просветленными, пророками, посланниками. Одна из наиболее ярких фигур среди них – Гермес Трисмегист (Триждывеликий). В Древнем Египте его чтили как бога мудрости по имени Тот Джехути. В Ветхом Завете он известен под именем Енох, а в Коране назван пророком Аллаха Идрисом – о нем идет речь в двух главах (19, 21) Священного Писания мусульман. Предание гласит, что этот человек, как и пророк Илия (в исламе Ильяс) был вознесен на небо живым.

22 Как отмечает Цицерон в трактате «О природе богов» (и это древнейшее известное упоминание о Гермесе Трисмегисте), не следует путать Триждывеликого с древнегреческим богом торговли Гермесом (римским Меркурием). В том же трактате сообщается, что на самом деле было пять Меркуриев, и тот из них, «кому поклоняются как божеству, сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне его называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году».

23 Обычно считают, что Триждывеликим Гермеса называли потому, что он передал людям знания о буквах, цифрах и геометрических фигурах. По другим сведениям, он заслужил этот титул, потому что был величайшим среди мудрецов, жрецов и царей. Сам же он в «Изумрудной Скрижали», дошедшей до нас фрагментарно, говорит: «Я назван Трижды Величайшим Гермесом, ибо я владею тремя частями вселенского учения Мудрости»[1]. По мнению некоторых комментаторов, эти части – явные, тайные и божественные знания. Другие же считают, что только сам Гермес мог бы объяснить, что представляют собой «три части вселенского учения Мудрости».

24 О времени жизни Гермеса мало что известно. Согласно отрывочным сведениям, эта легендарная личность происходит из Атлантиды. Когда последняя погибла в морской пучине, он пришел в Египет и стал учить людей тайным и обычным наукам, которыми владели жители его погибшей родины. Считается, что Гермес стал основателем множества наук, таких как философия и теология, медицина и математика, химия и астрономия, юриспруденция и риторика, физика и геология, а также целый ряд оккультных дисциплин.

25 Среди учеников Гермеса был знаменитый первый строитель египетских пирамид, ученый-универсал, инженер и врач Имхотеп, которого греки называли Асклепием, а римляне Эскулапом. Если судить по времени сооружения первых пирамид, то получается, что Имхотеп и Гермес жили примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры. По другим источникам Гермес жил и учил в период после Ноя и потопа, но до вавилонского царя Нимрода и патриарха Авраама[2].

26 Некоторые исследователи считают Трисмегиста современником Моисея. Другие (в частности, учитель церкви III века Лактанций в трактате «О гневе божьем») сообщают, что он гораздо древнее Пифагора и Платона. По утверждению Лактанция, Гермес в диалоге «Асклепий», известном также как «Совершенное Слово», предсказал приход Христа и христианство. О Гермесе как предсказателе христианства писал также Аврелий Августин, хотя и осуждал его за идолопоклонство.

27 Значительная часть информации о трудах Гермеса, которую мы сейчас имеем, извлечена из работ «отца церкви» II-III в. Климента Александрийского, отмечавшего большое значение, которое им придавали светские и духовные власти Древнего Египта. Согласно Клименту Александрийскому, Гермес написал множество книг.

28 Считают, что Триждывеликий был владельцем огромной библиотеки, которую собирал в разных странах в течение многих лет и часть которой составляли его собственные произведения. К сожалению, большинство этих ценнейших для цивилизации свитков было утрачено. Полагают, что они могли погибнуть при пожаре Александрийской библиотеки, при уничтожении монголами знаменитого багдадского Дома мудрости, во время войн, пожаров и стихийных бедствий, которых было великое множество во все времена.

29 Вместе с тем, веками ходят слухи о том, что эти бесценные книжные сокровища надежно спрятаны, и немногочисленные посвященные герметики сохраняют в строжайшей тайне место их нахождения.

30 Одно из произведений, известное под египетским названием «Книга Тота», Гермес будто бы доверил своим посвященным последователям. Книга содержит секреты процесса, посредством которого может быть осуществлено возрождение человечества. Считается, что данное сочинение способно помочь в раскрытии потайного смысла других творений Трисмегиста.

31 Знаменитая «Изумрудная скрижаль», по преданию, содержала свод всех известных в то время «тайных и явных» знаний и была написана на изумрудных плитах. Она хранилась в тайнике одной из египетских пирамид, откуда была вынесена лишь однажды при посещении Александра Македонского. Два других дошедших до нас значительных фрагмента из трактатов Гермеса, «Асклепий» и «Поймандр», названы по имени его собеседников. Смысл названия четвертого, «Кибалион», остается неизвестным.

32 Ни одно из сочинений Гермеса не дошло до нас целиком. С сохранившимися фрагментами четырех названных произведений можно ознакомиться в переведенных на русский язык книгах Эдуарда Шюре «Великие посвященные», гностика середины XX века Яна ван Рэйкенборга «Гермес Трисмегист. Изумрудная скрижаль и герметический свод» и других авторов[3].

33 Следует отметить, что в средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвященных в основном магии, астрологии, алхимии и медицине. Большинство было искусно сработанными подделками. Многие в переводах дошли до нас, поэтому при знакомстве с источниками стоит проявлять осторожность.

34 Достойны внимания диалоги Гермеса со своими учениками Асклепием и Татом, каждого из которых мудрец называет сыном. Татом или Татием в Древнем Египте называли лицо царского происхождения. На этом основании некоторые исследователи считают, что под именем Тат имеется в виду тот же Асклепий-Имхотеп, происходивший из царского рода[4]. Бытует также версия, что Асклепий-Имхотеп был действительно родным сыном Трисмегиста, хотя прямых доказательств тому нет – вспомним, что на Востоке с древности «сын» было весьма распространенным обращением к младшему. В любом случае, поучения Гермеса представляют интерес для нашей темы. Шюре приводит его речь к Асклепию:

35 «Ни одна из наших мыслей не в состоянии понять Бога, и никакой язык не в состоянии определить Его. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткою мерою времени; следовательно, Бог невыразим. Правда, Бог может сообщить нескольким избранным способность подниматься поверх естественных вещей, дабы приобщиться к сиянию его духовного совершенства. Но эти избранные не находят слов, которые могли бы перевести на обыденный язык бесплотное видение, повергнувшее их в трепет. Они могут объяснить человечеству второстепенные причины творчества, которые проходят перед их глазами как образцы космической жизни, но Первопричина остается нераскрытой, и постигнуть Ее можно лишь по ту сторону смерти»[5].

Поймандр

36 Наиболее ранним произведением герметической литературы считается трактат «Поймандр», или «Поймандрес» («Видение»). По легенде, он содержит метод постижения неочевидных для человека секретов невидимой вселенной. Интересно, что произведение имеет малоупотребительное второе название – «Книга Еноха», что, вероятно, отражает отождествление Гермеса с ветхозаветным Енохом.

37 «Поймандр» описывает мистические переживания юноши Гермеса, которому открывается божественный Поймандр. Нельзя сказать однозначно, кем был этот божественный собеседник и наставник Гермеса (он именуется в литературе также Пэмандром или Пимандром). В нем принято видеть духа от Бога, божественное Слово или даже Бога Отца. Во всяком случае, из текста «Поймандра» вытекает, что это имя относится к божественной сущности.

38 Встретившись с ним, Гермес понимает, что Свет является символом и воплощением духовности, в то время, как тьма символизирует материальный мир. Юноша постигает, что Слово есть краеугольный камень мироздания, а Ум заключает тайну бессмертия.

39 Разумеется, «Видение» Трисмегиста, гораздо богаче по содержанию, чем приведенные краткие сведения. Подобно всем произведениям герметического направления, «Поймандр» считается аллегорическим выражением великих религиозных, философских и мистических истин, но их скрытое значение может быть осмыслено только теми, кто по своему духовному развитию достиг высоких степеней совершенства.

Кибалион

40 Одним из наиболее известных трактатов Гермеса, наряду с «Поймандром» и «Изумрудной скрижалью» является «Кибалион». Конкретный смысл этого египетского слова, как уже говорилось, неизвестен, но считается, что оно имеет сакральное значение. В этой книге изложены семь важнейших герметических принципов, действующих в духовной сфере. Цитируем:

41 «Принцип ментальности. Всё есть Мысль, Вселенная есть творение Мысли и мысленный образ.

42 Принцип аналогии. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу.

43 Принцип вибрации. Всё сущее находится в процессе непрерывного движения и изменения частоты вибраций между духом и материей. Ничто не находится в состоянии покоя, всё движется и вибрирует.

44 Принцип полярности. Всё двойственно: всё имеет свои полюса, всё имеет свою противоположность. Похожие и не похожие суть одно и то же. Противоположности идентичны, но различны по степени. Крайности сходятся. Все истины полуистинны. Все противоречия примиримы.

45 Принцип ритма. Всё течет, втекает и вытекает. Всё имеет свои приливы и отливы. Принцип маятника проявляется во всем. Величины отклонения равны. Ритмы уравниваются.

46 Принцип причины и следствия. Каждая причина имеет свое следствие. Каждое следствие имеет свою причину. Всё свершается в соответствии с Законом. Случайность является следствием непознанной закономерности. Случаем называется непознанный Закон.

47 Принцип пола. Признаки пола проявляются во всём и на всех планах.

48 По своей сущности ВСЁ непознаваемо. Всё есть Разум. Вселенная разумна»[6].

49 В египетских храмах и учебных центрах тайные знания всегда передавались изустно и лично, как это поныне делается в суфийских орденах и некоторых других общинах мистиков (например, в каббале). Форма обучения, представленная в произведениях Гермеса, продолжала эту традицию. Система опиралась на широкую сеть посвященных наставников, действующих независимо друг от друга, никакого централизованного контроля не было.

50 Здесь одна из причин, почему с тех давних пор мистические произведения, в т.ч. и герметические книги часто представляют собой диалоги между учеником и учителем. Адепт или неофит ищет знания и посвящения, стремится пережить божественную тайну непосредственно. Пройдя через это, новый посвященный затем сам наставляет других. Таким образом неформальная, но эффективная сеть обучения-посвящения сама себя увековечивает.

51 Мистики часто пользовались алхимическими терминами для передачи не химических, не колдовских, а духовных смыслов. Например, «Красный Лев» или «Чистое Золото» на языке алхимии означают «Совершенный Человек». Ошибаются, те, кто утверждают, что древние алхимики занимались лабораторными исследованиями ради получения драгоценных металлов. Подозревать их в корыстных мотивах – то же, что обвинять в пропаганде разврата и алкоголизма одного из величайших мистиков Омара Хайяма, правоверного мусульманина, суфийского шейха, да еще руководителя суннитской общины иранского города Нишапура! А ведь об этом – совершенно несправедливо – писали некоторые из «знатоков» его поэзии. Аллегорические, духовно-мистические понятия «любовь» и «вино» они восприняли слишком буквально, приняв за «секс» и «пьянство».

Примечание

52 В разные века на разных языках появлялось множество изданий герметических текстов, однако достоверно установить их подлинность и изначальную последовательность т.наз. Герметического корпуса оказалось делом затруднительным. Многие исследователи герметизма сходятся в том, что существовали сотни, если не тысячи герметических произведений. Лишь малая часть действительно принадлежала Гермесу, причем большинство из них утрачено.

53 Приходится помнить и о том, что главы церковных учреждений никогда не брезговали такими неблагими методами, как сокрытие подлинных духовных источников, чтобы те не попали в поле зрения думающих людей, особенно ученых, и рядовых верующих. Дело дошло до того, что, как сообщили СМИ в июле 2012 года, итальянский профессор Джузеппе Ортега подал в суд на Ватикан за отказ в допуске к хранящейся в знаменитой ватиканской библиотеке книге ученика Гермеса Имхотепа-Асклепия. В этой библиотеке много древних рукописей, в том числе и герметических. Но их содержание не соответствует «идеологической линии» ватиканской элиты, поэтому они находятся под семью замками.

54 Да что говорить о герметических рукописях! Ватикан и другие религиозные институты до сих пор не желают публиковать кумранские свитки, коптские евангелия, а также множество других первоисточников, которые объективно освещают историю христианства, включая события, дискредитирующие церковные учреждения и их глав. Особо секретными становятся позорящие церкви документы, касающиеся инквизиции, крестовых походов, изгнания евреев, преследований «еретиков». В этом же ряду – документальные доказательства (в папках со специальными грифами) тайного сотрудничества иных сановных церковников со спецслужбами, включая гитлеровские.

55 Не секрет, что многие, если не все, тексты религиозных писаний прошли через сито гласной и негласной государственной и церковной цензуры. Если знать об этом, легко понять, отчего в священных писаниях различных религий люди сталкиваются с большим объемом «непонятной» информации. Она может оказаться продуктом случайного или сознательно искажения.

56 Кстати, на эту ситуацию в свое время обратил внимание Лев Николаевич Толстой, публично ратуя за то, чтобы официальные церковные организации не допускали кощунства, искажая в конъюнктурных целях подлинно духовное, высоконравственное учение Иисуса Христа.

*

57 Удивительные мысли, содержащиеся в произведениях Гермеса, свидетельствуют: только человек чистой души, обладающий духовными познаниями, может встретиться с сущностью, подобной Поймандру. Именно духовное пробуждение таких продвинутых личностей является залогом раскрытия им новых знаний о Творце и вхождения в общение со своим Поймандром, как это однажды в далекие времена случилось с Гермесом.

58 Божественные замыслы в определенной степени познаваемы и, вместе с тем, в полной мере непознаваемы. Можно констатировать, что герметический метод мышления является одним из тех методов, которые способны направлять человеческие мысли от грубых материальных начал к сложным абстрактным понятиям и высоким духовным размышлениям.

59 В результате, казалось бы, абстрактных «герметических» размышлений и созерцаний ищущий человек приходит к выводу о том, что материальное в его бесконечном разнообразии должно быть окружено, ограничено и насыщено нематериальным, бестелесным, духовным; что сотворенное создано Несотворенным, окружающим все, проникающим везде и всюду. Трисмегист, согласно текстам Герметического корпуса, называет это Несотворенное божественным, или Богом.

60 Не одни только исследователи герметизма утверждают, будто многообразие форм творения окружает нечто такое, что уже является не пространством, но силой. Вот почему рискованно рассуждать, как это делают астрономы, о бесконечном пространстве – само пространство окружено некоей силой. Эта всеобъемлющая сила имеет божественное происхождение. Она подвижна и неподвижна, едва уловима и неуловима, постижима и непостижима.

61 Возможно, именно об этом свидетельствуют новейшие достижения науки и обсуждаемые ныне гипотезы, касающиеся лептонных и торсионных полей, всепроникающих нейтрино, бозона Хиггса, черных дыр, темной материи и скрытой энергии, о завихрениях времени, сворачивании пространства и многих других вещей, больше похожих на фантастику, чем на реальность. Но достаточно просто подумать о Боге, как отпадает необходимость изыскивать научные средства, чтобы отделить высокие фантазии от скучной реальности.

62 В качестве иллюстрации приходит на память случай из далекого прошлого.

63 Омар Хайям, как известно, был не только знаменитым поэтом и мыслителем, но и выдающимся математиком и астрономом. Однажды в Нишапуре к нему в обсерваторию пришел 10-летний Абу Хамид Газали (1058 – 1111), будущий великий мусульманский мистик, названный современниками «воскресителем наук о вере». Между великим ученым и маленьким учеником затеялся научный спор. В это время послышался азан – призыв к молитве. «Вот и пришла истина», – сказал Газали и покинул обсерваторию.

64 Согласно герметическим методам мышления, Бога нельзя искать в конкретном месте, в книге или явлении. Так можно обнаружить только признаки присутствия Его безграничной силы. Мистик-герметист (герметик) видит Бога всюду, куда бы ни проникала его мысль, но не ищет конкретных доказательств божественного присутствия. Для него не стоит вопрос обоснования познаваемости или непостижимости Бога, поскольку нет необходимости доказывать то, что он знает интуитивно. Не обязательно быть высоким интеллектуалом – достаточно иметь интуицию, внутренний инструмент прозрений и озарений.

65 Основой для обретения знания и мудрости, которые несут освобождение, как говорит Гермес, является Дух-Душа – возрожденная Душа, уже встретившая своего Поймандра и воссоединившаяся с ним. Посредством сознания Души, глазами Духа-Души, можно увидеть то, что скрыто от обычного зрения.

66 Все стороны своего бытия Бог делает доступными нашему восприятию через Его деяния. Однако, по словам Триждывеликого, многое все равно стается сокрытым и недоступным, поскольку люди не имеют очей, чтобы видеть.

67 Мы знаем, что Бог пребывает как в проявленном состоянии, так и в состоянии непроявленном, непознаваемом и невидимом, причем Его проявления (по Гермесу) в семи космических областях исходят из мира невидимого. Казалось бы, настоящей и великой тайной является тайна непостижимости бытия Бога, и нет необходимости в познании Его невидимого аспекта, за исключением осознания самого факта невозможности такого познания. Однако Гермес говорит, что непостижимое в бытии Бога все же можно познать через Его творения и Его деяния, необходимые для исполнения Его замысла. Бог сам проявляет все аспекты своего бытия, и потому не может существовать действительно непостижимой тайны:

68 «Он… невидим, пребывает вечно, не нуждаясь в проявлении. Он вечен, и Он делает все вещи проявленными. Он, не показываясь Сам, приводит к появлению всего. Не проявляясь ни в одной видимой форме, Он дает видимую форму всем вещам… Он, нерожденный, невидим и не имеет зримой формы; но поскольку Он дает форму всем вещам, Он становится видимым в них и через них, особенно тем, кому Он желает открыться» .

69 Фактически не существует непреодолимых преград между Богом и человеком. Если мы устраним нами же создаваемые помехи, то сможем пройти всю сферу проявленного, пока не достигнем тех границ, где кончается время и начинается вечность – взаимосвязанные между собой.

70 Для герметика очевидно, что Бог одновременно трансцендентен и имманентен. Он проявляется во всем и вся и в то же время, пребывает в пределах, недоступных познанию. Поэтому Он есть и время, и вечность, одновременно познаваем и непознаваем… И мистик, постигающий Непостижимого, размышляет о Боге с беспредельным восхищением.


[1] Ян ван Рэйкенборг. Гермес Трисмегист. Изумрудная скрижаль и герметический свод. М., «Амрита-Русь», 2010.
[2] Время жизни которых, в свою очередь, варьируется в разных источниках на несколько тысячелетий.
[3] Например, нашего современника К. Богуцкого, давшего критический прокомментированный русский перевод герметических текстов, сделанный на основе франц. перевода Анри Фестюжьера (см. кн.: Corpus Hermeticum, Paris, «Les Belles Lettres», 1945-1954, в 4-х тт.) и частично сверенный с древнегреч. и латинским текстами, а также с др.переводами. Издан в кн.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Сост., комм. и пер. К. Богуцкого. Киев-М., 1998.
[4] Египетские цари стали называться фараонами лишь с XIV века до н.э., когда этот титул, означающий «порядочный человек», ввел Аменхотеп IV, он же Эхнатон.
[5] Цит. по: Шюре Э. Великие посвященные, М., «Амрита-Русь», 2009. Кн. Третья. Гермес, гл. 2.
[6] Цит. по: Кибалион. «Золотой век», М., 1993.

30
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *